Последний этап работы над куском углеродистой стали, ставшим уже полноценным изделием. Правка производится вручную. Иначе никак. Потому что для того, чтобы добиться необходимого качества косы, нужно порой нанести два точных и легких удара молотка - выправить. Для этого нужны навыки и умения, зоркий глаз и чувство материала.
Правка производится и на наковаленке, и на деревянной плашке, и на куске плотной резины - все зависит от того, как и какой силы удар нужно нанести, чтобы коса стала правильной.
Работа это очень ответственная и весьма уважаемая на производстве косы. И суть ее даже не в желании и упорстве, а именно в таланте: эту операцию пытаются освоить многие, очень стараются, но остаются работать лишь избранные - те, кто от природы награжден особым ощущением металла. Талантом.
В советские времена эта операция была очень престижной и высоко оплачивалась: зарабатывали на правке и по 700, и по 900, и по 1200 рублей в месяц. А зарплата инженера в те времена в лучшем случае достигала 200 рублей. Почувствуйте разницу.
В 70-х и 80-х годах прошлого века экономика была плановой, план по производству косы был высок, и выполнение этого плана изрядно зависело от тех, кто работал на правке косы. Ради высокого заработка освоить правку пытались многие, получалось далеко не у всех. В те времена в Артях говорили: "Хочу дом построить (или там машину купить), пойду попробую в правке поработать". У кого получалось - за пару лет добивались желаемого. Потребность в косе была высокая, и план у завода был соответствующий.
И сейчас последнюю доводку юбилейной 300-миллионной косы ведет Вакиф Хупеев, один из старейших работников Артинского завода. Искусство правки косы он освоил еще в прошлом веке, как, кстати, и еще несколько операций по производству косы.
300-миллионная коса удалась - правится легко и звонко. Всего лишь три легких касания молотка...
Технологический цикл в работе со сталью завершен, производственный цикл продолжается - косе нужно придать добротный товарный вид. Завтра - покрытие лаком и покраска.